Аналитики компании UDS выделили основные тренды наступающего делового сезона.
После июльского повышения ключевой ставки Центробанком на 100 б. п., коммерческие банки постепенно стали увеличивать процентные ставки по «классической ипотеке». Вторым этапом подорожания ипотеки стало августовское повышение ключевой ставки сразу на 350 б. п. В итоге это привело к всплеску продаж: многие покупатели спешили заключить сделки по ранее одобренным банками условиям.
Таким образом, «деловой сезон» для рынка недвижимости в этом году фактически начался еще летом. Поэтому часть спроса, который традиционно выходит на рынок в сентябре, уже реализована. Соответственно, можно ожидать небольшое снижение покупательской активности во второй половине сентября и в начале октября. Но уже со второй половины октября и в ноябре ситуация должна нормализоваться, так как покупатели, застройщики и банки адаптируются к «новой реальности».
Также ожидается рост спроса на льготную ипотеку. Покупатели, которые соответствуют требованиям субсидируемых государством программ, будут стремиться улучшить свои жилищные условия, пока есть такой ресурс При этом, если величина ставки по коммерческой ипотеке станет близка к «заградительной», вероятно появление новых государственных программ, способствующих восстановлению спроса на этот инструмент.
Банки также будут стремиться создавать программы (самостоятельно или в партнерстве с застройщиками), улучшающие условия для заемщиков при высоких ставках: например, снизят размер первоначального взноса или дадут скидки к действующим ставкам при соблюдении каких-то условий.
Параллельно получит дальнейшее развитие тенденция сокращения метража приобретаемых квартир и спрос на эргономичные планировки. Потребители будут еще больше интересоваться компактными квартирами, стремясь минимизировать бюджет покупки. Однако, обязательным условием для выбора станет функциональная планировка.
При сохранении текущей ситуации в экономике, застройщики продолжат выводить на рынок новые проекты. Это будут как корпуса уже реализующихся жилых комплексов, так и новые ЖК. Традиционно, осень – это один из лучших сезонов для старта продаж.
За три месяца осени стоимость «квадрата» может увеличиться на 3–5%. Влияние на цену окажет ослабление рубля по отношению к западным валютам, рост цен на энергоносители, подорожание строительных материалов и инженерного оборудования. Одновременно средний чек покупки несколько снизится за счет роста спроса на квартиры небольших метражей.