Для ИЖС предложили дорожную карту для получения проектного финансирования

Для ИЖС предложили дорожную карту для получения проектного финансирования

Комитет по малоэтажному строительству Российского союза строителей провел совещание на тему «Комплексное развитие строительства малоэтажных жилых комплексов Российской Федерации с применением индустриального домостроения и проектного финансирования в рамках «ФЗ -214». На совещании была предложены «дорожная карта» для получения проектного финансирования застройщиками ИЖС и пути преодоления проблемных зон в развитии этого рынка.

Рабочее совещание проведено в целях выработки предложений и рекомендаций по формированию организационных, технологических и финансовых механизмов развития отрасли малоэтажного домостроения, а также содействия подготовке и реализации инвестиционных проектов и программ в области малоэтажного жилищного строительства в рамках Национального проекта «Жильё и городская среда» и решению вопросов доступности жилья для большинства граждан Российской Федерации. Мероприятие проведено в рамках подготовки расширенного совещания в Минстрое РФ - с руководителями региональных союзов РСС и координаторов по округам. В режиме онлайн конференции в совещании приняли участие представители органов власти, общероссийских межотраслевых объединений работодателей, участников рынка от Сахалина до Брянска, а также Госдумы РФ, ФАУ «РОСКАПСТРОЙ» и ДОМ.РФ.

Основные проблемные зоны, препятствующие развитию рынков ИЖС и МЖК:

- проектного финансирования, предоставляемого Банками, как продукта, готового к применению на широком рынке, нет;
- отсутствует комплексное формирование территорий под застройку ИЖС и МЖК, что приводит к высокой социальной нагрузке как на застройщиков, так и на муниципальные власти;
- чрезвычайно высока финансовая нагрузка в части строительства коммунальных сетей, что приводит к резкому снижению маржинальности проектов;
- иные, помимо 476-ФЗ, нормативно-правовые акты в сфере поддержки и субсидирования МКД не распространяются на ИЖС и МЖК, что ограничивает возможности и темпы развития рынка ИЖС.

«В Российском союзе строителей приказом Министра строительства организована рабочая группа по развитию ИЖС индустриальным способом, - сообщил председатель комитета РСС по малоэтажному строительству Константин Пороцкий. - Она является центром компетенций, где мы аккумулируем все вопросы, связанные с региональной проблематикой, включая вопросы строительства жилья, развития инфраструктуры, подключения к сетям и прочие, связанные с этим направлением. Наша цель - выработка рекомендаций по формированию организационных, финансовых механизмов в отрасли малоэтажного домостроения, а также содействие в подготовке реализации инвестиционных проектов малоэтажного строительства в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда».

Для застройщика укрупненный алгоритм создания проекта МЖК состоит из 22 этапов. Начиная от подбора земельного участка, строительного анализа, маркетингового исследования, эскизного проектирования, мастер-плана, финансовой модели и т.д. – и существующим застройщикам, которые работают в ИЖС, просто не хватает необходимых компетенций.

РСС готов оказать им полную информационную поддержку. В пилотной реализации комплексных МЖК согласились принять участие 14 стартовых регионов – и им требуется определить наличие у себя производств, застройщиков, желающих участвовать в этой программе, с которыми мы будем работать и сопровождать при создании проекта. И мы организовали оперативный штаб на базе Российского союза строителей, куда каждая компания может обратиться для получения необходимой информации, консультации и сопровождения проекта.

В этот штаб мы приглашаем глав регионов, отвечающих за строительство и градостроительную деятельность, земельные вопросы, проектирование, утверждение ППТ, экспертизу подключения к сетям. Кроме того - представителей Минстроя, ответственных за развитие ИЖС, представителей АО «ДОМ РФ», чтобы можно было оперативно отрабатывать все вопросы непосредственно на территории региона. Для сопровождения проектов в качестве техзаказчика мы приглашаем ФАУ «Роскапстрой» как единого заказчика строительства и реконструкции объектов капитального строительства, как единого заказчика создания инфраструктурных объектов с возможностью применения инфраструктурных облигаций.

Для развития программы в регионах мы предлагаем взять за основу модель МЖК «Омакульма – Аннино», который строится под Петербургом и выбран как пилотный проект совместно Общественным советом Минстроя и РСС. Именно на нем мы отрабатываем все инструменты и механизмы создания малоэтажного ЖК, получения проектного финансирования и работу с ним».

«Необходимо тщательно готовить проект под подачу заявки в банк для предоставления проектного финансирования», – полагает Ирина Ковалева, заместитель председателя совета Союза «Инновационные технологии проектирования», директор по проектам и инвестициям ГК «Омакульма». Представленная ею «дорожная карта» такова:

Первый этап – юридический анализ проекта, анализ разрешенного использования земельных участков, анализ зон с особыми условиями использования, градостроительный анализ в части темпов проекта.

Второй этап – маркетинговый анализ и анализ конкурентов, подбор аналогов по их характеристикам, анализ целевой аудитории, цен и темпов реализации по ближайшим поселкам ИЖС в локации.

Третий этап – разработка концепции проекта, общая идея проекта, общая концептуальная идея проекта, базовые параметры застройки, класс и темпы проекта. Зонирование участка и очередность строительства, благоустройство территорий, проработка архитектурных планировочных решений, визуализация.

Четвертый этап – проработка с органами власти наличие обязательства по строительству объектов социальной инфраструктуры. Это очень важный момент, потому что строительство ложится на плечи застройщика. И у ИЖС нет доступа к программе «Стимул». Поэтому эти затраты ложатся на проект, и мы не можем их никак возместить. Во время проработки с органами власти вопросов о социфнраструктуре необходимо сделать анализ объемов и обязательств этого строительства, анализ темпов возводимой социнфраструктуры и анализ затрат на строительство.

Пятый этап – разработка проекта планировки территорий, проработка вопросов получения технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (газо-, водоснабжение, водоотведение).

Шестой этап – анализ экономики проекта. Четко сформулировать для себя, что строить и в каких объемах.  Подготовить сводный сметный расчет проекта, градостроительную часть и график продаж. На основании этих расчетов подготовить финансовую модель проекта.

Седьмой этап – подготовка презентационных материалов для банка. Должна быть презентация с отражением информации об опыте строительства, чтобы банк мог понять, с кем он имеет дело. В презентацию должно быть включено описание проекта, расположение, генплан, преимущества, рендеры и т.д., чтобы банк мог правильно подойти к его оценке.

«Выполнение всех этапов подготовки проекта до подачи заявки в банк для получения проектного финансирования позволяет значительно сократить сроки рассмотрения, – говорит Ирина Ковалева, - так как все будет подкреплено аналитикой, проведенной застройщиком. И если у банка такая аналитика отсутствует, он сможет воспользоваться этой, обоснованной застройщиком. Еще один важный момент, с которым сталкивается подавляющее большинство проектов – серьезные разногласия в представлениях о бюджете как в доходной, так и расходной части. Но у застройщика подготовлены маркетинговые обоснования, он понимает, сколько стоит построить именно это, и за сколько именно это продается. И готов к подтверждению фактами. Наконец, такая подготовка формирует положительный имидж не только самого проекта, но и застройщика как профессионала на рынке».

«Мы понимаем важность и необходимость развития ИЖС и полностью поддерживаем развитие данного направления, – сообщила Юлия Максимова, директор ФАУ «Роскапстрой».  Готовы принимать участие в работе в качестве технического заказчика по инфраструктурными проектам и оказывать содействие в развитии данного направления".

Участники совещания для устранения проблемных зон, препятствующие развитию рынков ИЖС и МЖК, рекомендовали провести следующие мероприятия:

1. Для формирования продукта «Проектное финансирование ИЖС», предоставляемого банками, готового к применению на широком рынке:

- сформировать стандарты формирования бюджета проекта и соответствующих справочников, позволяющих при анализе бюджета проекта проводить его методом подбора наиболее близких по назначению, конструктивным характеристикам и технико-экономическим показателям объектов;

- сформировать аналогичные справочники, позволяющие провести анализ цен и темпов продаж. По МКД данные можно взять из открытых источников, в т.ч. ЕРЗ, в ситуации с ИЖС и МЖК таких данных фактически нет;

- при кредитовании проектов строительства жилой недвижимости в рамках 214-ФЗ банком осуществляется обязательный контроль расходования денежных средств путем банковского сопровождения всех контрактов, заключенных застройщиком с целью реализации проекта. Банковское сопровождение осуществляется в соответствии с критериями, сформулированными для МКД, эти критерии необходимо адаптировать под строительство ИЖС и МЖК в части разрешенных операций, контрагентов и авансирования;

- создать рабочие группы или назначить лиц в «АО ДОМ.РФ», ответственных за развитие направления МЖК и ИЖС, способных организовать работу по данному направлению, курировать его и развивать, оперативно решая возникающие вопросы. Определить ответственное лицо в Минстрое за комплексное развитие ИЖС в РФ, курирующее данное направление.

2. В целях снижения финансовой нагрузки в части строительства коммунальных сетей необходимо разработать планы перспективного развития территорий, позволяющих сформировать обязательства по возведению объектов социальной инфраструктуры из нескольких ЖК, ИЖС и МЖК, что позволит снизить социальную нагрузку на отдельный МЖК и нагрузку муниципальных органов власти, возникающую в результате необходимости обеспечить деятельность социальных объектов.

3. С целью снижения финансовой нагрузки в части строительства коммунальных сетей необходимо разработать в рамках программ перспективного развития территорий программы развития строительства коммунальных сетей. Данные программы должны включать как прямое субсидирования (денежными средствами), так и выкуп построенных сетей с целью дальнейшей передачи в аренду соответствующим коммунальным организациям (гарантийным поставщикам). Такой подход в долгосрочной перспективе позволит возместить затраты на выкуп сетей у застройщиков и обеспечить нормальное функционирование данной сферы, поскольку эксплуатацией сетей будут заниматься специализированные компании, способные обеспечить максимальное качество и безопасность для конечных потребителей гарантируя правильную эксплуатацию сетей специализированными организациями.

4. В целях распространения нормативно-правовых актов в сфере поддержки и субсидирования МКД на ИЖС и МЖК необходимо создать рабочую группу совместно с Минстроем России и соответствующими комитетами Государственной Думы, при участии финансовых институтов и представителей застройщиков ИЖС. Это позволит скорректировать соответствующие нормативные акты, дополнив их необходимыми формулировками в части ИЖС и МЖК.

421 просмотр
Изменение средних цен на жилую недвижимость в пригородах Петербурга
Объекты на карте   13425
Архитекторов «СКА Арены» наградили за верность традициям русского конструктивизма
26 декабря 2023 г.

После продления господдержки в марте 2016 года в закон о государственной поддержке были внесены изменения: компенсация банков снизилась с 3,5% до 1,5%, что повлияло на решения рядов банков выйти из программы.

Итоги бизнес-завтрака 26 октября «Управление комфортом управляющими компаниями»
31 октября 2023 г.

После продления господдержки в марте 2016 года в закон о государственной поддержке были внесены изменения: компенсация банков снизилась с 3,5% до 1,5%, что повлияло на решения рядов банков выйти из программы.

Зарабатывать на инвестициях в квартиры на котловане стало очень сложно
22 июня 2020 г.

После продления господдержки в марте 2016 года в закон о государственной поддержке были внесены изменения: компенсация банков снизилась с 3,5% до 1,5%, что повлияло на решения рядов банков выйти из программы.


Статьи и мнения
Похожие материалы