Аналитики Knight Frank St. Petersburg подвели итоги 2021 года на рынке стрит-ретейла Петербурга. За год объем предложения помещений уменьшился на 24%, до 48,5 тыс. кв. м (в 2020 году – 63,9 тыс. кв. м, в 2019 году – 35,7тыс. кв. м). За счет приспособления и реконструкции ранее неиспользованных помещений (цокольные этажи) общий объем площадей формата стрит-ретейл составил 531,6 тыс. м (+1%).
Доля вакантных площадей достигла 9,1% (-3,0 п. п.), в 2019 году показатель составлял 7-8%. На основных и второстепенных торговых коридорах центральных районов доля свободных помещений составила 9,4% и 9,6% соответственно. Больше всего незанятых помещенй ина Загородном пр-те – 19,9%, Владимирскомпр-те – 15,8%, Каменноостровскомпр-те – 14,4%.
С наибольшим количеством помещений, сменивших арендатора, эксперты отмечают Садовую ул. (31%), Лиговский пр-т (29%), Владимирский пр-т (21%), Восстания ул. (21%), Невский пр-т (11%).
Ставки аренды выросли в среднем на 5-6%. Заметнее всего ставки увеличились торговых коридорах центральных районов на 6,2–7,5%, среди которых Б. Морская ул., М. Морская ул., Рубинштейна ул., Восстания ул. В спальных районах рост ставок составил 5,6–7,6%.
В 2021 году наблюдалась положительная динамика изменения арендных ставок в среднем на5-6%, при этом основное повышение пришлось на середину года. Во второй половине года лишь некоторые собственники скорректировали ставки в сторону увеличения на 2–5%. Значительное увеличение ставок отмечено на второстепенных торговых коридорах центральных районов на 6,2–7,5%, среди которых Б. Морская ул., М. Морская ул., Рубинштейна ул., Восстания ул. На основных торговых коридорах спальных районов среднее увеличение ставок составило 5,6–7,6%.
Среди открытых точек больше всего заведений общественного питания: 37% или 269 новых мест совокупной арендуемой площадью около 30 тыс. кв. м. Fashion-операторы заняли на 4,5% больше площадей, чем в 2020 году.
Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg, считает: «2021 год оказался успешным для рынка стрит-ретейла: было открыто на 26% больше объектов, чем закрыто.Игроки рынка справились со сложностями, наработали бесценный опыт. Партнёрские отношения и компромиссный способ решения непредвиденных ситуаций привели к восстановлению рынка после спада.
Рестораны, которые стали одним из самых пострадавших от введенных ограничений сегментов, показали свою устойчивость и гибкость. В случае дальнейшего сохранения части ограничительных мер или введения новых многие участники рынка будут к ним готовы, поскольку и общественность, и операторы уже адаптировалась к новым условиям.
В 2022 году рынок стрит-ретейла, скорее всего, полностью восстановится после потрясений 2020 г., особенно в части коммерческих условий, причиной тому станет большое количество планируемых знаковых мероприятий в городе и увеличение туристического потока. Ожидается рост интереса к рынку Санкт-Петербурга со стороны региональных операторов».