Как сообщает директор агентства коммерческой недвижимости Filipov Capital Артём Филипов, одним из главных изменений на рынке коммерческой недвижимости России за последние полтора года стало то, что большие торговые комплексы стали более рискованным форматом инвестиций. При этом, более мелкие форматы торговых точек набирают популярность. Так, сейчас помещения площадью до 100 кв. м. обладают большей ликвидностью чем какие-то большие проекты. Раньше проекты укрупнялись, а сейчас — тренд на уменьшение форматов.
Процесс замены западных арендаторов на отечественных или дружественных в 80% случаев можно считать завершенным. Наиболее ликвидные локации всегда были и остаются востребованными, и они, в первую очередь, нашли замену
Также трендом стало то, что многие частные инвесторы пришли к выводу, что построить помещение под сдачу выгоднее, чем купить готовый объект. Например, в ряде регионов застройщик продает коммерцию по цене 210 тыс. за 1 кв. м., а построить аналог с подключением всех сетей будет в районе 80 тыс. руб. за 1 кв. м.
В целом, цены на коммерческую недвижимость выросли, это привело к тому, что сроки окупаемости значительно выросли. Если раньше в регионах можно было найти объекты с окупаемостью через 6-8 лет, то сейчас этот срок составляет в районе 10-13 лет.