Рынок недвижимости за последние 20 лет значительно изменился. Сейчас сложно себе представить, но до 2008 года главными были продавцы, которые во многом диктовали условия. Так, объем качественного предложения был существенно ниже, чем количество платежеспособных клиентов. Одним из самых заметных и важных событий на рынке жилья стало появление агрегаторов. Эксперты инвестиционной компании Garnet рассказали о том, как электронные листинги изменили рынок.
Количество объектов, которые экспонируются сейчас и 20 лет назад нельзя даже сравнивать – разница в объеме рынка составляет десятки раз. В начале «нулевых» информация о предоставляемых объектах была более закрытой – к ней имели доступ только профессионалы.
«Выбрать объект в таких условиях клиенту было несколько проще, чем сейчас. Люди прекрасно понимали суть работы риэлторов. Специалист подбирал варианты, а клиент делал свой выбор. Сейчас ситуация изменилась и потребителям стало гораздо сложнее из-за иллюзии выбора и огромного числа предложений, которые доступны – слишком большой объем информации порой вводит людей в ступор. В итоге цикл принятия решения серьезно увеличился, если раньше он составлял около месяца, то сейчас этот процесс растягивается на месяцы и кварталы», – говорит совладелец инвестиционной компании Garnet Екатерина Сивова.
По словам эксперта, агрегаторы принесли на рынок много хорошего. Например, выбрать объект в случае жесткой привязки к определенной локации можно в течение 1-2 минут – раньше такой поиск занимал месяцы.
«Агрегаторы точно не смогут поставить крест на риэлторской деятельности. Заменить процесс сопровождения сделки на данный момент нельзя. Сейчас ни один ресурс не может гарантировать, например, юридическую чистоту объекта. Кроме того, более 30% сделок на вторичке это «цепочки», которые являются одними из наиболее сложных операций и без помощи профессионалов такие операции провести почти невозможно», – добавляет Екатерина Сивова.
Помимо этого, по словам эксперта, площадки стали косвенно влиять на конечную стоимость жилья.
«Агрегаторы «подсадили» на себя и риэлторов, и клиентов. Теперь люди считают, что подобные площадки являются единственным местом, где можно найти актуальную информацию об объекте недвижимости. В связи с этим, ресурсы стали диктовать финансовые условия размещения, которые также оказывают влияние на итоговые цены», – отмечает представитель компании Garnet.